
8 (846) 972-44-63
Многочисленные граждане нашей страны ежедневно совершают множество операций, связанных с недвижимым имуществом и в частности с земельными участками. Как правило рядовой покупатель не знает всех нюансов, возникающих сопровождающие такие операции и есть большая вероятность увязнуть в болоте бюрократических проволочек или вовсе остаться без имущества. В нашем обзоре мы подробно расскажем о всех процедурах, связанных с оформлением земли в собственность.
Оформление земли в собственность – это ряд юридических действий, направленных на передачу прав собственности от одного лица к другому. В роли лиц, совершающих сделку может выступать как государство или так физическое лицо. В зависимости от типа сделки передача может быть либо бесплатной, (например, дарение) либо платной (например, покупка земли в собственность). Оформить землю в собственность можно следующим образом: используя гражданско-правовой договор, в порядке наследования, в процессе приватизации или договора аренды.
Если вы определились со способом приобретения земли, то вам необходимо ознакомиться с пакетом документов, который понадобится для оформления, а также проверить не наложены ли ограничения на земельный участок, который вы собираетесь приобрести. Согласно Земельному кодексу РФ существует определенная категория земель, не подлежащая оформлению в собственность. Например, вы не сможете купить участок, на территории которого расположена военная часть, государственный заповедник или кладбище. Подробный регламент вы можете найти в п. 4 ст. 27 и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ.
Итак, после проверки земли вы не выявили никаких ограничений на ее приобретение. Если вы приобретаете землю по договору купли-продажи, то после его заключения нужно провести государственную регистрацию вашего права на землю. Для начала вы обращаетесь в филиал Росреестра, закрепленного за адресом вашего участка с набором документов. В него входит заявление о передаче прав, паспорт подтверждающий вашу личность (или паспорт доверенного лица с оформленной доверенностью), кадастровый паспорт, сам договор купли-продажи, акт приема-передачи земли, документы, удостоверяющие личность продавца и его право на собственность участка. Если лицо, продающее вам землю состоит в браке, вам потребуется нотариально заверенное согласие на сделку от супруги/супруга. После этого вы оплачиваете госпошлину, размер которой зависит от типа дальнейшего использования участка и прикладываете квитанцию к общему пакету. После сотрудник Росреестра обязан назвать вам срок, по истечении которого вы заберете готовое свидетельство.
Отдельно стоит оговорить случай получения наследства. После полугода после смерти собственника лицо, являющееся наследником должно получить у нотариуса свидетельство о наследовании и провести процедуру регистрации права собственности. Для этого также необходимо обратиться в Росреестр с набором документов. В него входят документ, подтверждающий личность, кадастровый паспорт, свидетельство о смерти и от нотариуса, а также квитанция об оплате госпошлины. После этого сотрудник Росреестра также назначает срок получения свидетельства.
Если вы хотите оформить бесхозный участок вам придется столкнуться большим количеством процедур, и возможно, потратить много времени на оформление. Для начала вам стоит убедиться, что владельцев у этой земли нет. Придется отправить множество запросов в различные инстанции: администрацию, муниципальное архитектурное бюро, кадастровую палату и т.д. В случае, когда владелец все-таки найден вы можете совершить с ним акт купли-продажи и стать владельцем участка. Бывает так, что владельцев действительно нет и придется пройти длительный процесс оформления.
Первое, что стоит сделать – это написать заявление в органы местной власти о желании стать собственником земельного участка. При этом надо приложить все полученные вами справки об отсутствии владельца у данного участка. Далее органы власти проводят постановку земли на кадастровый учет и в течении года вам придется подождать, для того, чтобы возможные владельцы могли заявить свои права. По истечении этого срока администрация передает дело в суд для передачи земли в муниципальную собственность. Если суд принимает решение о бесхозности участка и передает его местным властям, вы можете заключить договор аренды на эту землю. Для этого вам потребуются следующие документы: геодезический и генеральный планы, заявление о передаче участка во владение и акт о самой аренде и кадастровый паспорт.
После подачи документов придется выждать до 3-х месяцев до принятия решения. При хорошем исходе вы сможете выкупить землю у администрации с заключением договора и оформлением всех нужных документов.
После вам придется провести межевание участка и заказать новый кадастровый паспорт. Когда эти документы вы получите на руки, то сможете оформить свое право на собственность. Как и в предыдущих случаях вы обращаетесь в Росреестр. На этот раз пакет документов дополняется межевым планом, помимо документов о купли-продаже, кадастрового паспорта и вашего документа, удостоверяющего личность. Также вам придется оплатить госпошлину в размере 2000 рублей и приложить квитанцию о ее оплате. Не забудьте приложить копии всех документов, и получить расписку об их получении. Далее специалист Росреестра озвучит вам сроки получения свидетельства.